ВИП – ПЕРСОНА.
РАЗГОВОР С ХУДОЖНИКОМ.
|на главную|о себе|газета|архив номеров|книга|очерки|неопубликованное|контакты|
НЕ УМНОЖАЯ ЗЛА
«Творчество Народного художника России неотделимо от духовной жизни города. Оно отражает непростой путь исканий и постижения жизни., ее глубинного смысла.
Где художник ищет и находит поддержку в своих исканиях? В вере и любви! Вот почему иконопись Журавлева монументальна, она отражает его зрелую душу, его убежденность, что есть вечные ценности., они спасительны для нас., они приподнимают над суетностью и наполняют живым дыханием каждый день, каждый час прожитой жизни»
Газета «Вера. Надежда. Любовь». Июнь 2003 года.
28 октября Дмитрий Власович Журавлев отметил свой день рождения. Но есть еще одна весомая дата – октябрь 1959 года. Ровно 50 лет назад Журавлев впервые приехал в Новгород.
- И все эти годы я пишу. Делаю выставки. – наш разговор с художником проходит прямо в студенческой аудитории НОВГУ – выкроил «окно».
- Я каждый день, если не болею, обязан работать в мастерской. Это моя навязчивая идея. Каждый день – живопись. И этот девиз я пронес через всю мою жизнь.
Не знаю, что такое отпуск. Творческие поездки – это тоже работа.
После Академии художеств начал свои поиски. Искал новые средства и пути. Еще в художественной школе стал интересоваться древнерусской живописью. Сделал ряд работ в русле древнерусской живописи. А картины последних лет как бы «сомкнулись» с написанными в молодости.
В большом фолианте художников России представлены картины: «Сотворение храма», «Оплакивание», «Заступница». Эти картины связаны и духовно и стилистически.
Они отмечены высокой наградой Академии художеств – серебряной медалью.
Изучая древнерусскую живопись я стремился воплощать замыслы своим языком и говорить своим голосом.
Я горжусь, что с первых месяцев и до сегодняшних дней не затухает мой интерес к древнерусской архитектуре. Порой мне говорят друзья: «ты пишешь одно и то же». Отвергаю. Я учился у Семена Ивановича Пустовойтова. Его жизнь и творчество – это подвиг художника.
- Есть результат?
- Есть! 12 картин представлены на выставке в областной администрации – Новгород глазами современных художников.
- А душу на чем отводите?
- Интересный вопрос. Все, что я делаю., делаю с душой. Мало заказных работ. Свобода живописного сознания – свобода образа – вот что дорого каждому художнику. Многие картины имеют несколько вариантов. К одной и той же теме возвращаешься спустя несколько лет.
- Мучает неудовлетворенность…
- Но она как стимул в творчестве. Путь к успеху?
- Нынче осенью после зональной выставки Союз художников России наградил меня золотой медалью имени А. Иванова за «выдающийся вклад в Российское изобразительное искусство». Я горжусь этой медалью. Ее вручали мои коллеги по живописному «цеху». Я знаю своих коллег – они требовательные и взыскательные. Эта награда – оценка всей жизни.
- Но ведь и раньше были достижения? Что дорого в прошлом?
- Череповецкий период. 1972 год. По приглашению друга я впервые приехал в город сталеваров.
- Это был какой – то сумасшедший период. Какое – то неистовство. «Неистовые» портреты писал до конца 80 –х годов. Много было споров: надо – не надо. Я не вдавался в эти детали: безумно хотел писать портреты этих людей.
НЕИСТОВЫЕ
Благодаря этим людям я многое понял. По 5 – 10 лет они стоят у огня: отпечаток воли на лицах.
Этот период в творчестве я обозначил для себя: «неистовая классика». В начале 80-х годов наступило отрезвление: мои портреты рабочих и индустриальные пейзажи не «вписывались» в официальную программу Министерства культуры. Мои картины прямо на выставках пытались снимать. Для меня это было оскорбительно и несправедливо. Но во мне видели бунтаря. Чуть ли не диссидента.
Но время все расставило по своим местам. Совсем недавно мне неожиданно сообщили – моя работа «Сталевары» была замечена на зарубежной выставке. Она была посвящена девятнадцатому – началу двадцатого веков.
- Она в Вашей личной коллекции?
- Нет. Она приобретена коллекционером из Санкт – Петербурга и находится в его частной галерее.
- Это Ваше первое участие в зарубежных выставках?
- На Западе я много выставлялся.
Я ЛЮБЛЮ ЖИЗНЬ
За последние месяцы я сделал по старым эскизам новые работы. Мне кажется в них я достиг живописной силы.
Я люблю жизнь. И это сильное ощущение прорвалось на полотна.
Еще в 2003 году я писала об одной из Ваших выставок. На Ваших картинах – «образы простых людей, которые живут в Поозерье. Не витают в облаках. Их счастье – в труде.,. простых радостях. Они соль земли. Ее родники. Ее питающая основа».
- Но Ваши картины наполнены красотою земли. Все дары природы на полотнах…
- Наш новгородский русский пейзаж – как он мне дорог . Я много ездил по области, начиная с 60 –х годов. Река Мста завораживающе красива. При Петре Первом было построено…52 шлюза. Но она как бы в тени в отличие от былинного Волхова. В историческом плане эта река важная водная артерия. Я влюбился в эту реку. Все деревни по ее берегам объездил.
- Мне нравятся натюрморты: от голландских мастеров до современных. Яблоки на Ваших полотнах сразу «выдают» Автора.
- Я не пишу их в упор. Натюрморты и пейзажи помогают развивать фантазию. Мне дорого то, что я увидел в Крестецком, Демянском и Новгородском районах.
- Вы не отгородились от жизни?
- Наоборот. Не хочу никого обидеть: но у многих именно сейчас рот закрыт. Им нечего сказать. А на природе ничего не видят – кроме шашлыков. Молодые хотят сразу все! Деньги – славу- комфорт и изнеженное к себе – великому- отношение…
- Меня волнует другое: я врываюсь в свою мастерскую – и сразу к холстам. Начинаю работать: в мастерской не менее трех картин. Несколько часов непрерывного труда – и только тогда можно перевести дух.
- Зато Вас можно достойно представить:
Народный художник Российской Федерации.
Профессор Новгородского университета.
Обладатель Золотой медали «Достойному» от Академии художеств.
Благодарность Губернатора Новгородской области Сергея Митина.
"Вера.Надежда.Любовь" Золотой слиток Великого Новгорода,
№ 4 (74) 2009, стр.3