Страничка
журналиста
Гаричевой
Людмилы Михайловны
На главную
www.natm.ru/vnl
    

ТЕАТРАЛЬНОЕ ВЕЧЕ

Обзорная рецензия.


|на главную|о себе|газета|архив номеров|книга|очерки|неопубликованное|контакты|


Впервые в Новгороде Международный фестиваль…., посвященный Сергею Васильевичу Рахманинову, состоялся весной 1993 года.
Мне выпала большая честь рассказать о фестивале в серии публикаций. Одна из них – большой разворот в газете «Позиция» от 20 марта 1993 года.
Состояние, в котором находились и слушатели и участники и организаторы, было действительно необычайным. Чувства переполняли. Захлестывали. Брать интервью в тот момент – все равно что записывать песню. Легко и радостно люди делились своими впечатлениями.

      Фрагмент  статьи «Истоки на Новгородской земле»

«Сегодня в Новгороде широко известны имена преподавателей Новгородского музыкального училища – Идеи Гавриловны и  Валерия Васильевича Демидовых.
Более двух десятков лет они кропотливо создавали  вместе с учащимися музей. Здесь разместились экспонаты., рассказывающие о Рахманинове, Аренском, Лядове…
Исповедь Идеи Гавриловны мне удалось записать в короткой паузе между уроками.

Когда я слушаю Рахманинова, мне вспоминается мое детство и юность. Я училась в Оренбургском музыкальном училище. Тогда я все удивлялась, почему музыка Рахманинова кажется такой широкой, большой… По детски еще думала. Теперь поняла: Рахманинов обессмертил Новгородчину не только тем, что родился здесь. В своем творчестве он отразил и состояние души новгородцев.

 Рахманинов давал новое ощущение жизни. Безграничная водная гладь.., много природы, много Руси. А я остро ощущала – Рахманинов воспел Русь. Колокола. Ритм. Масштабность.

 И учащиеся училища это интуитивно чувствуют. Нет студента., который бы не хотел играть Рахманинова. Другое дело, что он настолько богат., так глубок и можно сказать, бездонен, что не каждому он дается.

 И я на себе ощутила: можно работать с утра до ночи и все время в своей музыке Рахманинов поворачивается новой гранью.

Студенты с большим трепетом отнеслись к фестивалю. Глубоко убеждена: тот, кто никогда не был в Новгороде., не способен по – настоящему сыграть Рахманинова.

 Есть исключение: американцы и англичане. Они прекрасно исполняют  произведения Рахманинова. Но только потому, что их обучали русские музыканты.

 Музыка Рахманинова славится еще и потому… что Сергей Васильевич удивительно точно передал дух русского человека. Именно Новгородская земля с ее богатыми монастырями, хоровым искусством.., природой, просторами, рекой Волхов родила такого музыканта, такую музыку.

 Рахманинов в раннем детстве жил на Новгородчине. Личность же формируется до пяти лет

 Потом приезжал в Новгород шестнадцатилетним юношей. Но в тяжелые времена., когда ему было очень трудно. Провал Первой симфонии. Годы отъезда из Онега в Санкт – Петербург. Смерть одной и другой сестры. Развод отца с матерью…

Поэтому., мне кажется., музыка его очень трагична. Во всех., даже радостных темах чувствуется какая-то скорбь и тоска. Только в самых ранних произведения, написанных в юности, есть нотка счастья.

 Новгород и Онег, бабушка., взаимоотношения в семье…Если быть профессионалом, все это можно проследить очень точно в музыке.

Но Вы сделали свое собственное открытие Рахманинова по архивным документам? Отчего у Вас возникло желание провести  глубокое и дотошное исследование?

Мы создавали музей. Надо было иметь дело с документами. А каждый документ – это человеческая жизнь. Соприкасаешься с такими прекрасными людьми, что не можешь не заразиться их биотоками. Я обнаружила документы необычайной точности.

 И вот о чем я подумала. За рубежом о Рахманинове все изучено. Но… Один из неясных периодов – как раз новгородский…

 Пошла в архив, а там – непочатый край работы. Интереснейшей, необходимой. Подумала., что могу принести пользу в исследовании творчества Рахманинова.

Когда Вы впервые  принялись за него?

В общей сложности лет двадцать тому назад.

Теперь все это выливается в книгу?

Вообще мечта есть – соединить все документы в единое целое. Сделать так, чтобы новгородцы знали, что все –таки было. Для меня, например, совершенно необычно было узнать о том, что Сергей Васильевич неоднократно просил., чтобы он был похоронен на Новгородской земле.

 У Рахманиновых было много домов и под Парижем.., и в Америке. В Швейцарии на озере, похожем на наш Ильмень., он строит себе дом.

 Рахманинов необыкновенно страдал без русских корней. Это документально подтверждено. Вообще это был невероятно замкнутый человек. Сергей Васильевич не был бы Рахманиновым., не переняв черты своей матери.

О Рахманинове написано немало монографий. Что же Вас подтолкнуло заняться архивными документами?

Как ни странно, но поводом был…жгучий стыд. Однажды, когда еще училище работало до одиннадцати вечера., в одну из суббот я дежурила одна. Появились неожиданно туристы. На своем автобусе возвращались с родины Чайковского. Они сделали остановку., заявились к нам, вспомнив, что здесь родился Аренкий…., Рахманинов…

Гости зашли. Вахтер-старушка направила группу ко мне. Гости сразу же спросили: «Как здесь относятся к Рахманинову, Аренскому? Как чествуют их?»

Я испытала такой ужас…В Новгороде не имеется ни одного портрета Рахманинова. Мы ничем не могли доказать.., что здесь воспитываются студенты в уважении к своим предкам. Чтобы отмолить как-то этот грех, я повела их в детскую музыкальную школу номер один. Она тогда была рядом. Гости, счастливые, ушли…уверовав…что на родине Рахманинова его почитают даже малыши.

 Стыд прожег меня., как лазером.

 И все. С тех пор так и пошло.

 В архивах, я так считаю., работают святые люди. При одном только упоминании имени Рахманинова моментально откликались. В архиве библиотеки имени Салтыкова –Щедрина в Санкт- Петербурге узнали, что я собираю материалы для музея. Сказали: «Большое Вам спасибо! Спасибо за возрождение памяти Рахманинова». Тогда она только возрождалась.

Потом с могилой матери Рахманинова была целая эпопея. Я единственная в стране – это смело могу сказать – перерыла все «Новгородские губернские ведомости». И открыла завесу над тем, как продавались имения в Семенове и Онеге. В будущем тоже можно будет работать в архивах, этого момента жду с нетерпением. Бросила бы все и сидела там…

Ваоерий Васильевич., Ваш супруг, Ва союзник в исследованиях?

Наш союз держится на полнейшем понимании в этом вопросе. Я его действиями в этом направлении просто горжусь.

 

Гаричева Л.М.

 

"Вера.Надежда.Любовь"
"Струна. Аккорд. Мелодия Зимы"
№ 1 (76) 2010
, стр. 4




Наверх

        Студия дизайна М.И.М.