Обзорная рецензия на кинофестиваль исторических фильмов "Вече"
|на главную|о себе|газета|архив номеров|книга|очерки|неопубликованное|контакты|
«ЦАРЬ»
«Где мой народ?» спрашивает Иван Грозный в финале фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина. В ответ – ледяное безмолвие. Все мертвы. Кто на колу, кто в застенках принял свой мученический конец жизни. Только на пустынной улице
Bремьерный показ историко – биографической драмы состоялся именно в Новгороде не случайно. По легенде даже Волхов окрасился кровью невинных жертв – такой след оставила в памяти народной тяжелая царская рука.
Этот фильм, стартовавший в Великом Новгороде первым сразу после торжественного открытия фестиваля, был воспринят зрителями, как глубинный анализ природы власти, серьезных размышлений о том, что ее возвышает и что ее опустошает?
Безспредельная власть над судьбами людей – это и есть воплощенное могущество и крепость? Нет! Это только мираж. Власть: бездуховная, начисто лишенная человеческого тепла – такая власть нужна людям? Они ее отвергают. Ценою жизни. Оставляя за собой право на свободу духа.
Артист Петр Мамонов играет жестко. На экране у его царя хитрый настороженный взгляд. В глазах – льдинки. А на лице выражение болезненной подозрительности.
Он не внемлет предупреждению митрополита Филиппа, что вера без любви ничто. Вот откуда потоки крови. И все мало.
Даже поцелуй царя – как знак смерти. К закованному в кандалы, но не сломленному митрополиту он обращается за благословением.
И не получает его.
Митрополит Филипп в исполнении Олега Янковского обладает такой внутренней силой и светоносностью., что понимаешь – за ним правда и будущее.
Безупречная игра: и больно так, что ком в горле. Еще не отошло у всех – ушел Мастер…
Тема добра и зла. Тьмы и света. Власти и человека. Власть – тонкий инструмент. Она может извлекать из сердец крики восторга. Но и вопли ужаса.
Фильм – не иллюстрация к Истории. А сама История повернулась своим беспощадным ликом к зрителям. Новому поколению, не боясь, что это столкновение будет подобно электрическому разряду.
Пришло время думать. Сопоставлять. Делать выводы.
Гении праздно не роняют слова. Еще Шекспир писал об опасности яда. Если этот яд в руках клевретов – шептунов и лгунов: жди беды.
Почему у трона всегда комарилья доносчиков? Они – кочевники на дорогах вечности и повинны в искажении правды. Происходит подмена понятий. Ложь – вот тот яд. Он меняет сознание правителя и превращает мечту в бредовые идеи…
Аналогии нужны именно сегодня. Слишком много позади ошибок и невосполнимых потерь.
Фестиваль…Он предоставил зрителям возможность самим сделать свой выбор. Просмотр шли в переполненных залах киноцентра.
Успех фестиваля – это безупречная организаторская работа дружной команды сотрудников Киновидеосервиса во главе с Ниной Семеновной Рятиной.
Все было гармонично: атмосфера радости и насыщенного духовного общения. Зрители высказали свои оценки в анкетах и чувств не скрывали.
Победителем фестиваля стал историко – приключенческий фильм режиссера Игоря Черницкого «Юнкера».
Художественные и документальные кадры составили в фильме единое целое.
И опять премьерный показ. Рождение успеха на глазах зрителей. С самого первого кадра фильм становится тебе необходимым, как откровение. Как омовение чистой родниковой водой.
Прежде всего… Бережное обращение к первоисточнику. К имени Куприна. В Париже в 1913 году писатель свое произведение посвятил русской молодежи. Как свое духовное завещание.
И фильм заканчивается 1913 годом. Через год – Первая мировая война. Она поглотит юнкеров. А кто уцелеет – окажется оболганным на целое столетие…
На экране – будущие офицеры. Их воспитывают талантливые наставники. Они не подавляют чувство человеческого достоинства.
Честь офицера – приоритет каждого.
От экрана веет свежестью. Молодой энергией. Жаждой жизни!
На кинофестивале победители все: и участники. И зрители.
"Вера.Надежда.Любовь" Золотой слиток Великого Новгорода,
№ 4 (74) 2009, стр.4