РАЗМЫШЛЕНИЯ «ПОД ЗАНАВЕС»
Рецензия на премьерный спектакль "Александр Невский".
|на главную|о себе|газета|архив номеров|книга|очерки|неопубликованное|контакты|
Опустился занавес – закончился спектакль «Александр Невский». И…поднялась публика. Зрители аплодировали стоя. Бежали с букетами на сцену. Вели себя горячо и взволнованно. Жаром сердечным был заполнен весь зал.
Все это происходило на глазах 3 октября. Премьера действительно состоялась в атмосфере полного взаимопонимания зрителей и всей труппы!
Она не озвучивала страницы летописных книг. А воссоздавала образы живых людей. Они твердо ступали по древним мостовым. Говорили, не переводя дыхание «Новегород». И вкладывали в это значимое слово всю свою жизнь.
Не безликая толпа собралась на «Вече». Каждый персонаж – яркая индивидуальность. Литым чеканным слогом говорят на сцене. И потому живое слово бесценно в своем звучании. Оно завораживает. Остается надолго в памяти. Это слово значительное. Открывающее то, что было сокрыто веками.
И оказалось: все понятно современникам: и чувства новгородцев и события. Далекое стало явью.
Спектакль словно ждал своего часа и родился во - время. В обществе давно назрела необходимость возвращения исторической памяти, неприкосновенных ценностей, среди которых главенствующую роль играет патриотизм. Нельзя порхать мотыльком без роду и племени.
Ребенок на сцене в постоянном движении. Он как живое связующее звено между прошлым и будущим. «Мостик» между эпохами.
Маленький Александр позволяет легко в ретроспекции показывать события. Но питающим его родничком всегда будет детство и юность. Любовь и мудрость родителей.
Если на экране ретроспекция событий решается кинематографическим приемом легко: задумался герой – и встают перед его глазами картины прошлого. На сцене – все сложнее. Тут нет дублей. Все происходит на глазах зрителей.
И тем не менее вся жизнь Александра очерчена эпизод за эпизодом очень правдиво и убедительно.
Сергей Морозов не любуется своим героем. Не засахаривает его. Он, набросив пурпурный плащ, погружается в образ настолько, что зритель верит каждому слову и жесту.
Он раскрывает в своем Александре талант дипломата. В ставке врага он отстаивает интересы новгородцев. Не боясь смерти. А до роковой черты оставалось совсем мало…
По чуткой тишине зала можно было понять – зрителям важно, как можно больше узнать об Александре Невском, как о человеке. С близкими – нежен. С врагом – беспощаден. С новгородцами – откровенен и тверд.
Эту многогранность натуры воина – патриота нелегко воплотить. Но Сергею Морозову это удалось.
Его дебют состоялся!
Этот спектакль многотрудный для всей труппы. Но успех в том, что каждый играет, сознавая свою неотделимость друг от друга. В то же время прислушиваясь к своему пониманию жизненной правды героя.
Вот почему на сцене не схематические образы. А подлинные люди с их решимостью действовать и ставить задачи.
Военный стратег князь Александр понимает – успех зависит от всех ратников.
Музыка как бы ускоряет ход событий: время не ждет. Нельзя медлить. В спектакле звучит выразительный голос простой новгородской женщины: и на вече. И…на поле брани.
Женщины: все статные, красивые. Одухотворенные и отважные.
Трагические батальные сцены – Ледовое побоище – решены так, что ком в горле. Будто волна на озере застывает …Цена победы – цена жизни…
И женщина на ратном поле – это подвиг. И он воплощен на сцене.
Весь спектакль идет с воодушевлением. И такое же состояние в зале.
3 октября пришел посмотреть спектакль губернатор Сергей Митин. Он тепло поблагодарил артистов за уникальный подарок, который они преподнесли городу.
"Вера.Надежда.Любовь"
Исследование умонастроений сентябрь-ноябрь 2009 г.
№ 4 (75) 2009, стр. 2