Страничка
журналиста
Гаричевой
Людмилы Михайловны
На главную
www.natm.ru/vnl
    

"Скрытая метафора" Иглики Трифоновой
Неделя болгарских фильмов



|на главную|о себе|газета|архив номеров|книга|очерки|неопубликованное|контакты|


Мне больше всего импонирует, что сценарист не отдает свой сценарий на «растерзание». А воплощает свой  творческий замысел самостоятельно. Добивается точного его «прочтения « на экране.
 Автор, если он выстрадал каждое свое слово, имеет право увидеть конечный результат. Он исключает опасность искажений и двусмысленной трактовки.
 В трех случаях из четырех режиссеры: Людмил Тодоров, Иван Черкелов и Иглика Трифонова снимают фильмы., зная заранее., почему они отважились нести двойную нагрузку: работать кропотливо над рукописью и с таким же тщанием – на съемочной площадке.
 В моем фильме «Расследование» есть скрытая метафора». Повторю фразу из интервью с Игликой Трифоновой. Значит: ее нужно найти!
 Ее героиня – следователь Александра Якомова. По аналитическому складу ума она похожа на Настю Каменскую. Только ее не балует муж вкусным ужином. И начальство не говорит, что ее мозги – настоящее достояние республики.
Все в жестком цейтноте. Ничего нет: ни времени – «три недели на повторное расследование и ни минутой больше», ни улик и ни поддержки.
 Она рассчитывает каждый свой шаг, как шахматист. Расчет только на себя. На интуицию. На понимание психологии другого человека.
 На самоотречение похожа исследовательская работа Александры. Но другого пути нет. Она намеренно отсекает от себя все, что мешает.
 В темных, каких – то мешковатых одеждах неулыбчивая Александра, строгая, резкая и взрывная все – таки остается одухотворенно – прекрасной.
 Она подводит обвиняемого не к краю пропасти. А к признанию., как спасительному духовному очищению.
«Человек рождается в муках. Живет – в муках. И уходит из этой жизни – в муках. Запри – мучения. Открой жизнь» - такие стихи писал Пламен Горанов. Он считал: его обделили в детстве – не долюбили и не доласкали. И… искромсал ножом брата.
 Не деньги толкнули на преступление – гордыня.
 Раскольников почти рядом. Вплотную.
Это и есть «скрытая метафора».
  Оно заключено в коротком слове – «одиночество».
 Человек не может жить одиноким волком…
Талантливая работа оператора Рали Ралчева  усиливает эту тему одиночества. На серпантинах дорог. В бесконечных потоках машин как бы и нет человека с его ранимым сердцем. С жаждой понимания. Любви и поддержки.

 

"РАВНОВЕСИЕ"

Болгарские кинематографисты корректно представили этот фильм.
- Это не политическое кино. Оно о судьбах людей. Об утраченной дороге к правде.
Но и у самого фильма судьба непростая. Обладатель серебряного Приза оказался отодвинутым от кинозалов. Снятый  в 1983 году фильм впервые демонстрируется в Великом Новгороде.
Крики чаек и шум морского прибоя сопровождает весь фильм. Болгария…
Сюжет строится на соприкосновении  и…»взрыве» двух далеких друг от друга миров: «бомонда кино» и простой семьи водителя Марко.
Сценарист в отеле, где остановилась вся съемочная группа., через тонкую перегородку слышит семейную ссору. Не перепалка, а слова бьют его наотмашь. Переворачивают сознание. Заставляют задуматься. А по какому пути он сам идет? Десять лет снимает ради денег всякую «муть»…
Богатый. Благополучный. Благовоспитанный. Перспективный и всем довольный человек. Это и есть его выбранный  раз и навсегда путь в творчестве?
Все трещит по швам. Марко за стеной не просит – а требует от жены, чтобы она закрыла глаза и не замечала его измен. Ему нужно сразу и все: деньги и положение в обществе. Ему надоело жалкое прозябание в нищете.
И это требование к той…, кого совсем недавно любил. При первой встрече сказав: «ты., как ангел. Ты похожа на икону, которую подарила мне моя бабушка».
Полюбившая простушка обладала сильным сердцем. Она не захотела жить во лжи. «Закрыв глаза».
И в смерти сделала свой выбор.
Тема комформизма в жизни и в кино делает  фильм режиссера Людмила Киркова дедает не просто актуальным. Животрепещущим!
У каждого свой путь к правде. Сбился с пути – пропал человек…
23 октября киноактриса Мельникова в своей авторской программе тоже говорила о жизни по инерции – с закрытыми глазами. То есть подчиняться обстоятельствам. А не пытаться преодолеть их.
Вот вам и аналогии.

"ПОРТНИХИ"

Фильм создан сравнительно недавно: в 2007 году. Фильм снимал по собственному сценарию Людмил Тодоров.
Он предлагает зрителям незатейливую историю. Она может произойти у вас на глазах и вы не увидите в ней ни драмы, ни трагедии.
Такие истории случаются в любом уголке земного шара: и в этой обыденности  - квинтэссенция  фильма.
Из болгарской деревни Попово потянулись в столицу за славой и красивой жизнью три подруги – портнихи. Вместо подиума – жалкое прозябание. Чужой угол. Работа за гроши в мясной лавке.
В человеческих отношениях отталкивающий примитивизм.Она универсальная. А для социальных низов жестокая и циничная. Тиски большого города кому только не переламывали косточки? Русским девчонкам тоже досталось: на эту тему снято немало картин.
Режиссер подолгу крупным планом держит своих героинь на экране: от природы каждая очень красивая. Точеная фигурка. Огромные черные глаза. Полные чувственные губы. Но на лице застыло какое – то томительное ожидание. Затаенный страх. Вместо тепла и поддержки –хамство и грубость.
 «Пружинка», которая держит сюжет, держится на  четких фразах самой маленькой и слабой на вид девушки: «я ни за что не вернусь в Попово». «Я не отдам ее этому грязному городу».
 Как это понять, если вся троица спит в обнимку на полу: денег нет снимать хоромы. А вся «зарплата» - заработанные левы от продажи мяса за полцены. Только покупателя еще нужно найти. Обойти десятки квартир и постучавшись в двери незнакомых людей.
 Все вывернуто наизнанку. И грязи больше.
 И заявить именно в этих обстоятельствах: «не вернусь» - значит проявить внутреннею решимость и твердость. Она спасительная и для  сохранения дружбы и для сохранения себя. Нужно выстоять. Чтобы город не смял. Не растоптал.
 А вторая фраза еще красноречивее: «не отдам…» - значит сохранить дружбу и чистоту женскую. Легко стать игрушкой в чужих липких руках.
 Финал разыгрывается за доли секунды. Уже прозвучало в устах «счастливой» деревенской простушки: «сейчас Дора добьет меня». Она понимает – насколько хрупкий и иллюзорный мир богатства. Именно для нее. Как бабочка на огонь полетела…И сгорела бы.
 Душевная чистота и крепость одной стала защитой и опорой для двух других. Им жизнь успела опалить крылья. И они долго будут чувствовать эту боль. Но теперь появилась надежда: они никогда не предадут друг друга!
 Вот такие болгарские портнихи.

 

"РАКИ"

И снова в одном лице: сценарист и режиссер. Иван Черкелов начинает свой фильм с подводной съемки: из своего надежного укрытия выползает рак. Он не видит крюка. А только наживку. И попадается.
Ситуация  перенесена на людей. Наживка – деньги работают безотказно. А смертельного крюка никто не замечает.
В одном из наших нескончаемых телесериалов под названием «Паутина» промелькнула зловещая фраза: «сейчас все используют друг друга. Игра такая». «Мы не такие» - последовал ответ.
Так бы ответил болгарский парень Дока и его друг Бонзо. Они не стали бы марионетками в чужих руках.
Они только начали жить. Пытаются разобраться в ней. Этот мучительный конфликт между личной неустроенностью и ожиданием от жизни чего – то большего они решают бесконечными разговорами. Один чувствует потребность очиститься от макушки до пят. А жизнь предлагает ему  только «стакан холодной воды».
Самые красивые кадры – величественная природа. Горы. Леса. По узколейке мчится дрезина. На ней стоят Дока и Бонза. Им бы помолчать и набраться сил  и мудрости у могущественной природы. Она бы подсказала: будьте более зоркими.
Знаки смерти их сопровождают. Только они не могут их распознать.
«Говорят, что смерть – это старуха в белом?» И такой силуэт промелькнул в окне…
Тема использования интеллектуального продукта, самой жизни меня  волнует чрезвычайно. Эта тема выходит за рамки кино. Это самое нездоровое и шокирующее явление именно  сегодняшних дней.
И режиссер Иван Черкелов это точно уловил – фильм снят в 2009 году.

 

"Вера.Надежда.Любовь" Золотой слиток Великого Новгорода,
№ 4 (74) 2009, стр.5





Наверх

        Студия дизайна М.И.М.